Научно-религиоведческий анализ сущности Дианетики и Саентологии (учение Л. Рона Хаббарда)

За последние 7-8 лет в Беларуси возникло значительное количество религиозных нетрадиционных движений (культов), ранее здесь не существовавших. Напомним, что религиозными нетрадиционными движениями в религиоведении называются неканонические, вневероисповедальные религиозные общины и объединения, развивающиеся вне официальных, институциональных религиозных рамок в данной стране или ее регионе и, как правило, привнесенные извне. Общественность многих стран, в том числе Беларуси, России и других стран СНГ, по разному относится к таким движениям. Одни рассматривают их как свидетельство демократичности постсоветского общества, другие – как религиозно-культурную экспансию чужеродных сил, а по этому требуют запрещения деятельности «деструктивных сект». И в первом и во втором случае просматривается определенная односторонность в подходе и оценке сложного и противоречивого социального процесса.

Разумеется, достаточно широкое распространение нетрадиционных религиозных движений было бы невозможно без демократизации общественно – политической жизни, без утверждения в современном обществе реального осуществления принципа свободы совести, без формирования новой модели государственно-церковных отношений и изменения общественного мнения в пользу признания права на существование религиозных объединений различного типа, в том числе и привнесенных из-за рубежа. Однако дело не в только в этом. Новые религиозные искания возникают, как правило, в обществе, переживающем социально- экономический и духовный кризис, ослабление или крушение прежде господствовавшей системы ценностей, как это произошло на обширном постсоветском пространстве. Сопоставление традиционных религий, в которых зачастую роль рядовых верующих сводится к пассивному участию в богослужении и соблюдении обрядов, с нетрадиционными культами, побуждающими неофитов к поискам самовыражения, а, следовательно, и к реализации своих духовных запросов в иных, чем это свойственно мировым религиям, альтернативных формах. К тому же нетрадиционные религиозные движения обладают привлекательностью свойственной всему новому и незнакомому, особенно интересной для молодежи. Следует также учитывать, что адепты такого рода движений, в том числе и Саентологии, широко используют накопленный их учителями опыт работы в условиях рыночной экономики, научились быстро и оперативно реагировать на изменяющийся спрос и потребности разных групп населения, чего не скажешь о традиционных религиях.

Наконец, в отличие от традиционных церквей, подчеркивающих ограниченность земной действительности и действий человека в ней и переносящих акцент в своих учениях на потустороннюю загробную жизнь, нетрадиционные религии в своем большинстве , в том числе и Саентология, увлечены этим, земным миром, потусторонней реальностью, возможностями человеческой психики и способами ее укрепления. А их религиозный пафос звучит: не «там и потом», а «здесь и сейчас», что находит отклик у людей, не очень удовлетворенных своим сегодняшним социально-экономическим положением.

Что же составляет сущность доктрины, именуемой Саентологией?

Согласно утверждениям сторонников данной доктрины, Саентология – это религия ХХ века. Она развилась в религиозную организацию на основе разработанной основателем доктрины Л. Роном Хаббардом философии Саентологии и предшественницы Саентологии – Дианетики.

Для понимания сущности Дианетики и теоретического истолкования ее практик принципиальное значение имеет основополагающие тезисы Л. Рона Хаббарда: выживание – единственная динамика форм жизни, которая объясняет все действия человека. В Дианетике Л. Рон Хаббард рассматривает четыре динамики (стремления) к выживанию. Цель Дианетики – это новое состояние человека. Это состояние «клир» (термин происходит от английского слова «clear», что означает «ясный, чистый»). Клир – это человек, у которого больше нет собственного реактивного ума, и поэтому он не страдает от болезней, которые может вызвать реактивный ум. Он может мыслить самостоятельно.

Дальнейшим результатом наблюдений и анализа проведенных Л. Роном Хаббардом было расширение количества динамик до восьми и тогда же Хаббардом было заявлено, что человек состоит из трех частей: тело, разум и сам человек – духовное бессмертное существо или тэтан – саентологический эквивалент души других религий. Как бессмертный ингредиент человека тэтан, представляющий собой индивидуальную единицу жизненной энергии личности, не принадлежит миру материи, энергии, пространства и времени. Он как бы парит над человеком, над его жизнью, может воплощаться во множестве жизней, но накапливая в себе опыт неудач стрессовых состояний, душевных расстройств, будь то в нынешней или прошлой жизнях, тэтан оказывается в цепкой сети материальной вселенной.

Свойственная многим религиям идея спасения имеет в Саентологии своеобразную интерпретацию: также как и буддисты, и индуисты Саентологи утверждают, что тэтан последовательно вселяется во многие тела в ходе своих повторяющихся контактов с физической вселенной, а спасение тэтана, именуемое ими «Полной свободой» достигается посредством все более высокого осознания индивидуума и возможно путем выполнения религиозных практик Саентологии. Это восходящее к чистому духу движения тэтана проходит через восемь динамик, включающих в себя личность, семью, группу, род человеческий, формы жизни, физическую вселенную и, наконец, бесконечность, которую обычно называют Богом, Верховным существом или Творцом. Двигаясь по восьми концентрическим кругам динамического развития и возвышения, человеческое существо (тэтан) вступает в тесную связь с Верховным существом, которого Саентология помещает на вершину космоса, в силу чего спасение, как и в христианстве, принимает индивидуально- личностный и мистический характер.

В Саентологии, так же как и в Дианетике проводится одитинг, который в Дианетике служит для достижения состояния Клир, а в Саентологии одитинг проводится для того чтобы помочь человеку (которого называют «преклир» – то есть находящийся в состоянии перед клиром), спокойно посмотреть на области духовных мучений и трудностей и обрести надежду на избавление от них на духовное развитие и спасение. В качестве важнейшего средства использующегося во время такого общения используется «электро-психо-метр» – специальный прибор с градуированной шкалой, позволяющий как считают Саентологи измерять душевное состояние человека и помочь при этом высвободить вредную энергию, что дает возможность повысить потенциал выживания и способность добиваться в своих начинаниях. Общаясь со специально обученным «одитором» – своеобразным Саентологическим священником преклир направляет свое внимание к прошлым инцидентам, и может найти ответы на вопросы одитинга. Общаясь с одитором при помощи Е-метра, преклир как бы возвращается в болезненные, отрицательные моменты своей личной истории, проходит их по несколько раз и таким образом убирает из них болезненный заряд. Тем самым создаются предпосылки для духовного и физического выздоровления, для превращения в «клир». В Саентологии клир может достичь состояния «оперирующий тэтан».

Определение состояния «оперирующий тэтан» таково: причина над жизнью, мыслью, материей, энергией, пространством и временем, осознающая себя причиной и желающая быть ею.

Для понимания сущности Саентологии как религиозного движения важную роль имеет прояснение большого разнообразия функций одиторов. Одиторы, наряду с общением, имеющим целью изменить состояние человека из «преклира», в «клир», и обучением желающих, стержнем которого является работы Хаббарда, акцентируемые в качестве Священного Писания Саентологической религии, совершает многие церемонии и обряды, подобные тем, которые совершаются священниками, раввинами, пасторами других религий. Они проводят еженедельные религиозные службы для прихожан, выступают с проповедями, осуществляют церемонии свадьбы и наименование новорожденных, поминовение усопших сообразно с похоронными ритуалами.

Основополагающим символом Саентологии является крест, но не четырехконечный, а восьмиконечный, в котором в дополнение к четырем концам креста имеются еще четыре луча, исходящие по диагонали из его центра. Вместе взятые и рассматриваемые в неразрывном единстве восемь динамик, высшая из которых воплощает Верховное существо.

Сторонники Саентологии объединены в мировое иерархическое религиозное сообщество. Церковь Саентологии сформирована как структура, которая объединяет и координирует множество различных видов религиозной деятельности, включая не только одитинг и обучение, но также миссионерскую деятельность, церковное управление, передачу коммуникации, производство и распространение различных материалов, другие функции. Во главе этой иерархической структуры находится международная Церковь Саентологии с Центром Религиозных Технологий Дианетики и Саентологии, штаб-квартира которого расположена в Лос-Анджелесе (США).

Исходя из изложенного, можно с полным основанием утверждать, что, хотя Саентология, в отличи от иудейско-христианской традиции, не включает в себя поклонения, обожествления и благоговения, она тем не менее может быть квалифицированна как новое, возникшее в ХХ веке религиозное движение, поскольку Саентологи верят в существование Верховного Существа, в бессмертную человеческую душу (тэтан), в Священное писание (труда Л. Рона Хаббарда). Ее содержание и деятельность вполне соответствуют трем основным формам религиозного самовыражения, сформулированным и описанным выдающимся историком и социологом религии Иоахимом Вахом. Эти три формы таковы:

(1) теоретические формы – доктрины, убеждения, мифы и высказывания;

(2) практические формы – обряды, ритуалы и прочие культовые действия;

(3) социологические формы – организации, отношения и власть.

Кроме того у Саентологов есть:

а) четко определенная система религиозных верований;

б) собственная теология;

в) совокупность религиозных действий – религиозных ритуалов и церемоний, обрядов и праздников;

г) группы верующих, организованных в рамках особого религиозного сообщества, отличного от других религиозных общин;

д) строго регламентированная церковная иерархия.

В связи с этим возникает важный вопрос: что же такое церковь и секта, каково их соотношение, к какому из этих социальных объединений следует отнести Саентологию?

Согласно классификации религиозных организаций разработанной выдающимся немецким социологом М. Вебером, церковь и секта различаются по трем группам признаков:

1) отношение к миру;

2) критерий членства;

3) организационная структура.

Если религиозное объединение не противопоставляет себя «миру», если оно приемлет его культуру и соглашается с его порядком, добиваясь того, чтобы стать универсальной организацией, вписанной в этот мир, то мы имеем дело с церковью. Секта, напротив, тяготеет к неприятию, осуждению «мира», мировых порядков. В отличии от церкви, секта не стремится к универсальности, она хочет быть замкнутой общиной «избранных». Секты являются эксклюзивными группами, тогда как церкви – инклюзивными. Соответственно, церковь предъявляет умеренные требования к своим членам, практически каждый может стать членом церкви. Секта более требовательна к своим членам, которые должны руководствоваться принципом своей «исключительности», поэтому секта проповедует аскетизм, самоограничение, суровость нравов. Церкви свойственна иерархическая соподчиненность организаций и групп, чего не встречается в сектах.

Существуют и другие характеристики церквей и сект, применяемые современным религиоведением для обозначения различных религиозных общин и объединений. Конституирующими элементами церкви является:

1) общее вероучение;

2) религиозная деятельность;

3) церковный институт – система управления жизнью, деятельностью, поведением верующих;

4) определенная система ценностей, норм, образцов поведения (религиозная мораль);

5) авторитарное централизованное управление.

Под сектой же обычно понимается религиозная группа, обособившаяся в качестве оппозиционного течения по отношению к определенной религии и вероисповедного союза, противостоящего господствующей церкви, ее доктрине и традиции. Если иметь в виду охарактеризованные особенности церкви и секты как различных типов религиозных общин и объединений, то становится понятным, почему Саентологию следует причислять не к религиозным сектам, а к церквям. К тому же вряд ли можно назвать сектой религиозную организацию Саентологии, которая охватывала к началу 1999 г. более трех тысяч церквей, используемых для богослужения и других культовых действий и прочих родственных организаций и групп, охватывающих около 8 миллионов людей в более чем 100 странах, говорящих на 30 с лишним языках.

Разумеется, быстрое распространение Саентологии в меняющемся мировом сообществе религий побуждает многих задуматься над тем, к какому типу религиозных объединений она относится и можно ли вообще называть ее религией.

Приведенные выше аргументы позволяют дать вполне твердый и однозначный ответ:

Саентология – это, несомненно, нетрадиционная религия, возникшая в ХХ веке, усвоившая и переработавшая на свой лад многие понятия, представления, моды и надежды людей этого столетия, переживающего трудный, неоднозначный и противоречивый переход от индустриального общества к постиндустриальному технотронному, информационному. Вобрав в себя переживания, страхи, надежды и опасения людей этого переломного периода в истории человечества, отягощенного войнами, революциями, катастрофами и другими бедствиями, она соединила их с верой в Верховное существо и бессмертную человеческую душу, способную переселяться во многие тела и продвигаться ввысь, по пути спасения и соединения с Творцом всего сущего. Поэтому, возникнув в качестве нетрадиционного религиозного движения, она приобрела статус церкви со всеми свойственными такому религиозному объединению атрибутами и характерными признаками.

Полагаю, что в оценке Саентологии, как и других нетрадиционных религиозных движений, необходимо уйти от двух крайностей: от обвинения их в ереси и сатанизме, характерного для технологической критики, с одной стороны, и от обвинения в экстремизме и подрывных намерениях, свойственной догматизированной идеологии научного атеизма советского периода, с другой.

Основным критерием свободного от идеологического диктата отношения к любому новому религиозному движению, в том числе и к Саентологии, должен стать демократический принцип: если нетрадиционное религиозное движение не нарушает существующего законодательства, оно имеет все права на существование и на свободную конкуренцию с так называемыми традиционными религиями.

Что же касается судебных разбирательств, в которых Церковь Саентологии фигурировала в качестве ответчика, то следует напомнить, что Верховный суд Австралии в октябре 1983 г. не усмотрел в ее деятельности чего-либо, противоречащего законодательству, а в 1987 г. главный носитель обвинения Саентологов в «промывании мозгов» Маргарет Сингер проиграла в американском суде дело против Саентологии, таким же исходом завершилось дело против саентологической церкви в Федеральном суде Германии в октябре 1997 г.

По заявлению сделанному в 1997 г. Президентом Международной церкви Саентологии Хибером Джентчем, Саентология признана религией, не имеющей ничего общего с деструктивными культами, решениями более 100 судов в различных странах мира.

Имеются экспертные заключения авторитетных в России специалистов: главного редактора «Независимого психиатрического журнала» Ю. С. Савенко, доктора философских наук, заведующего кафедрой социологии семьи, здоровья и социальной политики московского университета А. И. Антонова, заместителя директора Института религии и права (г. Москва) М. Д. Гурькова, отвергающих обвинения религиозных практик в причинении вреда психическому здоровью и считающих, что методы Дианетической технологии не обладают какими-либо суггестическими возможностями и имеют законное право на существование, а учение Л. Рона Хаббарда, изложенное в его трудах, не направлено против прав и свобод личности, не преследует цели манипулирования человеческим поведением и не представляет опасности для общества. Внимательно ознакомившись с работами Л. Рона Хаббарда и обширной саентологической литературой, считаю, что обвинения Саентологии в деструктивном характере ее доктрины и религиозных практик не являются доказательными, а как следует из содержания самой этой доктрины, она не направлена против прав и свобод личности, в силу чего не представляет опасности для общества.

Чтобы оставить комментарий, воспользуйтесь вашим аккаунтом социальной сети Login

Подпишитесь на нашу рассылку